это интересно

ГЛАВНАЯ
ТРЕНИНГИ
ЛЕТНИЙ ЛАГЕРЬ
НОВОСТИ
АВТОРЫ

МАСТЕР ЖИЗНИ


назад в меню


Стань гением


Еще в 1911 году отец нейроанатомии Сантьяго Рамон-и-Кахаль обнаружил, что количество соединений между нейронами (синапсов) является мерой гениальности, причем этот показатель оказывается более существенным, нежели общее число нейронов.

Эксперименты, проведенные Мариан Даймон, показали, что «физический механизм гениальности» можно создать путем умственных упражнений. Она изучала фрагменты мозга Эйнштейна. Как и ожидалось, в левом полушарии ей удалось обнаружить повышенное число глиальных клеток. Глиальные клетки служат «клеем», связывающим нервные клетки друг с другом; они способствуют передаче электрохимических сигналов между нейронами. Именно это и ожидала увидеть Даймон, уже наблюдавшая повышенную концентрацию глиальных клеток у подопытных крыс. Присутствие их большого количества и в мозгу Эйнштейна указывало на сходство процессов обогащения ими мозга.

В отличие от нейронов, которые не воспроизводятся с момента рождения, количество глиальных клеток, аксонов и дендритов может увеличиваться на протяжении всей жизни, если правильно использовать мозг.

В 40-х годах нашего столетия психолог Дональд Хебб открыл, что, когда два смежных нейрона обмениваются сигналами, в обеих клетках происходят нейрохимические изменения, вследствие чего они взаимодействуют друг с другом намного проще, чем с другими нейронами, не вовлеченными в этот процесс. Когда вы учитесь кататься на велосипеде, нейроны формируют связи, описанные Хеббом. Если вы садитесь на велосипед даже после двадцатилетнего перерыва, эти связи еще сохраняются и электрические импульсы распространяются по ним подобно дождевой воде, стремящейся просочиться по уже размытым в почве каналам.

Человеческое тело целиком вовлечено в постоянное генерирование электрических импульсов посредством хеббовых связей. Посредством этих импульсов создается электромагнитное поле человеческого тела.

В 80-90 годах в России были проведены исследования и получены реальные результаты активности электромагнитного поля человека. В частности, при клинических исследованиях, была выявлена прямая зависимость состояния электромагнитного поля и здоровья, по состоянию поля достигалась точная диагностика. Электромагнитное поле человека имеет свою неоднородность. Были выявлены поля, окружающие тело человека, которые отражают индивидуальные особенности человека.

На основании данных результатов предполагается, что в хеббовых связях существует определенная иерархия структур, которые своей активностью обеспечивают существование иерархии электромагнитных полей вокруг тела человека. Чем сложней иерархия связей между нейронами, что и доказал Сантьяго Рамон-и-Кахаль, тем более развиты эл. поля.

Кроме прямой связи от нейрона к нейрону существует четыре устойчивых связи: тригонные, кубические, эндрические, тетраэдные. Тетраэдные хеббовы связи включают в себя остальные. Это несколько напоминает матрешку.

Обычный человек сознательно использует прямые связи. На сознательное использование этих связей направлена система образования и обучения навыкам. Другие связи человек косвенно активизирует занимаясь творчеством, искусством в широком смысле, получая религиозный и мистический опыт. Сознательное использование иерархических хеббовых структур революционно трансформирует человеческое мышление человека, так что он будет отличаться от современного человека также кардинально, как отличается современный человек от австралопитека. Всем известный факт, что мозг человека работает на 2% своих возможностей.

Еще в 60-е годы ученые начали использовать биологическую обратную связь для того, чтобы обучить людей контролю над своим телом по системе йогов. Испытуемые часами просматривали записи своих кардиограмм или температуры тела, стремясь по своей воле изменить показания. К немалому изумлению экспериментаторов, участвующие в эксперименте люди довольно быстро освоили умение контролировать частоту пульса, температуру тела и прочие, казалось бы, совершенно неподвластные функции.

Сейчас аналогичный принцип применяется для создания так называемых «машин с мозговым приводом». Люди успешно играют в компьютерные игры и работают с программами, используя только лишь импульсы мозга, которые передаются через электроды, прикрепленные на коже головы. Они сами не могут объяснить, как им удается столь тонко манипулировать своими мозговыми сигналами. «Это похоже на нащупывание верного пути», - говорят они. Такое чувство может развиться только как реакция на обратную связь. Вот вы подумали - и компьютер отреагировал на это, вы подумали иначе - и компьютер отреагировал по-новому. Методом проб и ошибок вы со временем начинаете понимать, как работает система.

Когда Мариан Даймон провела свой знаменитый эксперимент с крысами, помещенными в стимулирующую развитие обстановку, она исследовала также и так называемую контрольную группу. В ней крысам не было позволено наслаждаться игрушками, лесенками, колесиками и прочими восхитительными развлечениями суперкрыс, но они могли наблюдать за своими более счастливыми сородичами.

Некоторые теории развития детского интеллекта постулируют, что для его роста достаточно лишь одного интеллектуального стимулирования. Согласно этим теориям, крысы-наблюдатели также могли бы развить у себя дополнительные нейрологические связи, но этого не произошло. Они умирали в том же возрасте и имели столь же мало нейрологических связей, что и их несчастные собратья в абсолютно пустых клетках, которым не было позволено даже просто смотреть на других.

Естественно, одного наблюдения оказалось недостаточно для того, чтобы создать суперкрыс - зверьки должны были сами попробовать и потрогать все игрушки. Это наводит на мысль, что «эффект суперкрысы» является следствием обратной связи. Чем интенсивнее крысы взаимодействовали со своей средой, тем в большей степени среда воздействовала на них, способствуя развитию мозга.

Еще в 1911 году Сантьяго Рамон-и-Кахаль заметил, что микронейроны мозжечка развиваются в прямой зависимости от активности ребенка. Позднее нейрофизиолог Хосе Дельгадо установил, что до 90% нейронов мозга формируются после рождения и их количество и структура в значительной степени зависят от характера информации, поступающей из окружающей среды.

Понаблюдайте за глазами младенца, который ползет по полу на четвереньках. Когда рука передвигается вперед, глаза ребенка фокусируются на ней, и это движение повторяется тысячи раз. Младенец не только учится ползать, но и тренирует глаза для работы на расстоянии вытянутой руки. Всякий раз, когда ребенок выражает свою волю, протягивая руку, он получает обратную связь - через прикосновение к полу, созерцание руки и переживание успешности собственных действий.

Обратная связь необходима для «проращивания» хеббовых связей. Если с помощью специальных техник, методик, инсайтов, т.е. кратковременных опытов человек получает прикосновение к новому знанию, то для закрепления нужна обратная связь. Эту связь человек может получить лишь в жизни через профессиональную, общественно-экономическую, культурно-общественную деятельность, психологические тренинги.


admin

Контакты:
г. Пермь
Телефоны:
Милана с.т. 2-710-760 д.т 215-63-56
Эл. почта: milanas51@mail.ru

Hosted by uCoz